«О проблемах и перспективах нефтеперерабатывающей промышленности» Е.С.Строев

 

Источник: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 22 (434)

Российская Федерация занимает значительные позиции в мире по запасам и добыче нефти. По экспертным оценкам, в России сосредоточено около 6% (реально этот процент значительно больше, так как не все месторождения разведаны) общемировых доказанных запасов нефти. Сегодня в России добывается около 12% общемировой добычи нефти. По итогам 2009 года Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и продолжает находиться в числе лидеров.

Несмотря на эти впечатляющие цифры, внутри страны наблюдается дефицит топлива и запредельные цены на него. Наверное, каждый житель нашей страны задавал вопрос, почему в нефтедобывающей стране цены на бензин порой выше, чем в странах, которые ее импортируют. Называется множество причин такого положения дел.

Динамичное развитие экономики требует значительного потребления топлива. Действительно, Россия, будучи ведущим производителем нефти, является еще и одним из ее основных потребителей, уступая только США, Китаю, Японии и Индии. В этой связи казалось бы логично придерживаться внутри страны соблюдения баланса спроса и предложения. Однако компаниям выгодно экспортировать сырую нефть: из всего объема добываемой нефти примерно половина экспортируется в виде сырой нефти.

Одной из основных причин такого положения дел является неэффективная работа нефтеперерабатывающих заводов (далее НПЗ). Очень важным показателем эффективности деятельности нефтеперерабатывающих заводов является показатель глубины переработки нефти. Так вот, средняя глубина переработки российских НПЗ составляет около 70%. В то время как глубина переработки в странах Европы и США достигает 95%. Отсталая технологическая база современной российской нефтепереработки приводит к выпуску большого количества темных нефтепродуктов, в первую очередь мазута. При этом значительные объемы, не имеющего внутреннего спроса мазута, экспортируются на внешний рынок как сырье для дальнейшей вторичной переработки. Их реализация по низким ценам приводит к недополучению доходов бюджета.

О какой эффективности может идти речь, если из 30 НПЗ, расположенных на территории России, 9 было пущено в эксплуатацию до Второй мировой войны, еще 5 заводов построены до 1950 г., еще 10 заводов – до 1960 г. включительно. Таким образом, половина нефтеперерабатывающих заводов функционируют более 60 лет. Это говорит о сильной изношенности нефтеперерабатывающих мощностей. Практически все действующие нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в модернизации и переоснащении.

Значительной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности России является высокая степень износа основных фондов, составляющая до 80%, а также использование устаревших энергоемких и экономически несовершенных технологий. В результате данная отрасль характеризуется высоким уровнем энергопотребления, что негативно отражается на экономической эффективности переработки нефти. Удельный расход энергоресурсов на действующих российских НПЗ в 2-3 раза превышает зарубежные аналоги.

В результате нефтеперерабатывающая промышленность имеет ряд специфических черт: устаревание НПЗ, низкая глубина переработки нефти, низкая загрузка производственных мощностей, дефицит мощностей по вторичной переработке нефти, слабое использование современных технологических процессов.

Помимо неэффективной работы заводов их количество явно недостаточно. Следует отметить, что в Центральной части России их практически нет. Построенные в советское время заводы остались в Литве, Белоруссии и Украине. К тому же самостоятельно торгуют топливом всего лишь 20% заводов. Остальные, включая инфраструктуру рынка – нефтехранилища, нефтебазы и терминалы принадлежат, как правило, вертикально интегрированным нефтяным компаниям (далее ВИНК).

В этой ситуации усилия государства должны быть направлены на решение проблем нефтеперерабатывающего комплекса. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на совещании по вопросам развития энергетики в числе ключевых задач, которые требуют особого внимания в части нефтеперерабатывающей промышленности, выделил необходимость ускорить модернизацию существующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий, а также наладить производство высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам.

Председатель Правительства Российской Федерации также неоднократно заявлял о продолжении реализации планов коренной модернизации отечественных НПЗ.

Несмотря на принимаемые Правительством меры, ситуация продолжает оставаться весьма сложной. Модернизация существующих НПЗ идет крайне медленно, отсутствуют видимые успехи по строительству новых. На Ямале открылся новый завод по производству моторного топлива компании «Пурнефтепродукт». Он ориентирован, прежде всего, на местный рынок. «Русснефть» только планирует строительство НПЗ в Брянской области, «Роснефть» – НПЗ на 20 млн. тонн в Приморском крае, «Татнефть» ведет строительство НПЗ в Нижнекамске. Одним из проектов, реализующихся при поддержке Правительства РФ и руководства Орловской области, является строительство НПЗ, на территории прохождения крупнейшего нефтепровода «Дружба». Новый завод сможет перерабатывать до 4 млн. тонн нефти в год, с предполагаемой глубиной переработки сырой нефти – 96,5%. Данный проект позволит обеспечить прилегающие области нефтепродуктами стандарта ЕВРО-4 и ЕВРО-5, что позволит сократить региональные бюджетные расходы на эксплуатацию муниципального транспорта и снабжение сельхозпредприятий топливом и моторными маслами. Областью уже выделены земельные участки, найдены инвесторы. Тем не менее, строительство пока тормозится из-за длительных бюрократических процедур согласования.

Недостаточное количество НПЗ и их неэффективность приводит к отсутствию конкуренции на рынке моторного топлива.

Региональные розничные рынки монополизированы. Несмотря на создание сетей независимых операторов рынка, они привязаны к инфраструктуре переработки нефти и хранения нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК. По данным ФАС России сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКОЙЛ» — в 11 регионах, третье место у «Сургутнефтегаза» (четыре региона), четвертое делят «ТНК-ВР» и «Газпром нефть» (по три). И только в 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки.

Согласно данным ММНС, в Московском регионе работает 2250 АЗС, из которых около 1000 принадлежат независимым операторам. В частности, в Москве из 850 АЗС около 350 являются независимыми.

Продолжающейся монополизации рынка моторного топлива способствуют также следующие причины:

официальный демпинг со стороны крупнейших нефтяных компаний: постепенно повышая оптовые цены они могут себе позволить торговать по фиксированным розничным ценам, близким к оптовым, длительное время, поскольку их бизнес масштабен и продажа бензина – лишь небольшая доля их деятельности. Тем самым они наносят поражающий удар по независимым АЗС, число которых и так неуклонно сокращается. Так, в Свердловской области на конец 2004 года небольшим сетям АЗС принадлежало 36% рынка, в 2007 году – уже 32%. В Ханты-Мансийском автономном округе до 2008 года были только независимые АЗС, в 2011 уже менее 70% рынка региона принадлежит независимым заправочным станциям;

дефицит высококачественных видов топлива на рынке. По оценкам МАДИ потребление бензина вырастет к 2015 г. до 38 млн. т. Спрос будет предъявляться на высокооктановые марки бензина. Структура производства сегодня – всего 15% АИ 95 и АИ 98. Эксперты и ранее предрекали, что к 2010 г. Россия столкнется с дефицитом высокооктанового моторного топлива, что на самом деле и произошло. Дополнительным фактором топливного кризиса является увеличение экспорта бензина;

анализ динамики производства моторного топлива показывает, что ВИНКи не уделяют достаточного внимания нефтепереработке. В основном они пошли по пути модернизации старых заводов. Действительно, строительство нового НПЗ – это чрезвычайно ресурсозатратное мероприятие даже для крупнейших компаний. Без государственной поддержки, например путем обнуления импортных пошлин на ввоз технологического оборудования для НПЗ, мало кто решается на строительство;

отсутствие реальной конкуренции со стороны альтернативных видов топлива. Причина – отсутствие законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива;

далекое от цивилизованного функционирование внутренних товарных бирж нефтепродуктов. Зачастую имеет место предварительный сговор крупных участников торгов. Недобросовестное поведение демонстрируют крупные компании к чужим АЗС. Недавно ФАС выпустила предписание крупным игрокам «ТНК-BP», «Лукойлу», «Газпромнефти», «Сургутнефтегазу» с требованием обеспечить равные условия поставок топлива на свои и чужие станции. Однако контролировать выполнение этих требований очень сложно. В редких случаях антимонопольщиики могут доказать ценовой сговор, но чаще всего они ограничиваются рекомендациями, которые можно выполнять, а можно и не выполнять.

С существующим положением дел нельзя мириться. Необходимо сконцентрировать усилия государства на решении проблем нефтеперерабатывающей промышленности. Особое внимание следует уделить государственной поддержке строительству нефтеперерабатывающих комплексов на базе современных технологий.

Дальнейшее развитие отрасли требует создания сбалансированной системы стимулов и ограничений, способствующей оптимальному сочетанию частных и государственных интересов развития сектора. Активнее совершенствовать и применять антимонопольное законодательство. Кроме того, необходимо более гибко использовать меры налогового, таможенно-тарифного и технического регулирования.

Е.С. Строев, Почетный Председатель Совета Федерации,
член Комитета по правовым и судебным вопросам,
доктор экономических наук,
академик Российской Академии
сельскохозяйственных наук

Пока нет комментариев.

Оставить комментарий